НОВОМУЧЕННИК НИКОЛАЙ ВУНЕНСКИЙ

НОВОМУЧЕННИК НИКОЛАЙ ВУНЕНСКИЙ

Этот прославленный и непобедимый воин Христов Николай происходил с Востока. Плотью рожденный от благородных и благочестивых родителей, он и сам был с  благороднейшей  душой .

С детского возраста Николай был весьма умен и рассудителен. Он не общался с беспечными юношами, не сквернословил и не занимался болтовней, как это свойственно молодым, но любил общаться с людьми рассудительными и старцами, дабы внимать их душеполезным и нужным словам. Когда же он вырос, то благодаря мужеству и отваге был отдан в армию, где преуспел в военном деле настолько, что не раз совершал подвиги, а потому прославился и стал знаменитым.

Тем временем император, услышав о его доброй славе и узнав от многих людей, что Николай был не только искусным оратором, но и достойным советником, вызвал его в царский дворец и, поговорив с ним, очень обрадовался, увидев, что Николай имел ум, благоразумие и рассуждение. Поэтому он наградил его званием дуки, выделил провинцию и подчиненных воинов, как и надлежало. Николай же, получив это звание и став правителем, ежедневно упражнял своих воинов, но  в   особенности  он наставлял их в делах христианской жизни и порядка, учил их молиться и призывать Владыку Христа, чтобы Тот дал им силу в сражении с врагом на поле боя. Он часто рассказывал им о подвигах и победах древних воинов, о том, как они воевали и побеждали, как завоевывали многие крепости и города. Но наиболее усердно учил самому необходимому — иметь страх Божий и непрестанное памятование о Нем, никогда не обижать ни богатого, ни бедного. Поэтому о воинах Николая, где бы они ни оказывались, никто и никогда не говорил, что они кому-то нанесли обиду или причинили ущерб.

В то время, примерно в 7 веке, часть Фессалии отделилась и не хотела подчиняться константинопольскому императору-иконоборцу Льву Исавру, который властвовал на Востоке. Фессалийцы же пошли к границам Македонии, занимаясь грабежами и захватывая многих в плен. Тогда император разослал по всему Востоку указ, отправил свои войска, среди которых был и Николай со своими воинами. Он направился в Фессалоники, и в завязавшемся бою победил фессалоникийцев, заставив их повиноваться.

Покинув Фессалоники, он направился в Ларису. Тогда это была мощная и величественная крепость, прекрасная и охраняемая башнями-укреплениями. Поэтому воины Николая не смогли ее покорить, но, более того, – сами были побеждены, ибо жители Ларисы мужественно сражались и многих воинов убили. Николай, видя, что его воины изнемогают, а враги одерживают верх, размышлял так: вот наши люди побеждены, а если и я погибну, как погибли эти несчастные, напрасно на войне, то что толку мне от моей временной почести, от моего тленного звания? Лучше жить простым человеком, чем командовать столькими воинами и принять бесчестную кончину.       Что за цена моему телу, какая польза моей душе, коль так безвременно окончится моя жизнь? Лучше я уйду в некое пустынное место и стану оплакивать свои прегрешения. И может быть, тогда получу у Бога прощение в час судный.

Так рассудив, он оставил своих воинов, предоставив им идти, куда они хотят, направился в Вунену (Вунена – это небольшая гора в Фессалии), где рос высокий лес и в густых зарослях были кельи, в которых жили отшельники. Увидев их, Николай возблагодарил Господа, там он и остался. А те дивные подвижники, видя рвение его души, видя, сколь усердно он подвизался в посте, молитве и всенощном бдении, возлюбили его и в беседах с ним побуждали его к еще большей добродетели. Так ежедневно слушая эти наставления, он, как мог, радел о подвиге монашеского жительства, и все восхищались им, в душе помышляя, не превзойдет ли этот юноша их в подвиге.

Пришли на эти земли безбожные арабы, попирая крепости и страны, и многих уводя в плен. Когда они пришли в Ларису, то за несколько дней захватили ее и покорили все ее окрестности, унижали их жителей, стали притеснять  их веру и принуждали отречься от  Христа  и поклоняться их идолам. Когда все это происходило, святой Николай был в Вуненском скиту вместе с товарищами. Однажды ночью они молились и явился им Ангел Господень и сказал: «Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Кровожадные  варвары  отправились, чтобы убить иноков. Святой Николай утешал братьев и сподвижников, говоря: «Да не устрашимся, братья, временной смерти и ничуть ее не убоимся, ибо настал час проявить мужество и через это малое краткое наказание унаследовать постоянное ликование и упокоение вечное». Мужественно и доблестно претерпевали иноки все пытки и не отступили от веры.

Видя прекраснейший возраст святого Николая, его разум и мужество, они не стали его пытать, но словами, хитростью и лестью принуждали склонить его на свою сторону. Однако тщетно они старались, ибо ни в чем не смогли поколебать его веры, а на их хитрость он рассудительно отвечал:

«Я не малое дитя, чтобы вы обманули меня чем-то неизвестным и заставили отказаться от истинного Бога, моего Творца.                     

Они поняли, что не смогут поколебать его твердой веры и решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Они поняли, что не смогут переубедить мученика, даже если подвергнут еще тысяче других пыток, и усекли его святую главу 9 мая.

В той провинции Востока, где родился и вырос Николай, был один очень богатый правитель. С ним приключилась страшная болезнь проказа. Он истратил на врачей огромные средства и всё без пользы. Чем больше он тратил, тем сильнее прогрессировала болезнь, причиняя ему неутешную скорбь. И вот однажды ночью ему во сне является святой и говорит: «Зачем ты расточаешь и тратишь свое богатство понапрасну? Ступай в окрестности Ларисы и спроси, где находится гора Вунена. Там возле источника отыщи мои мощи, которые принесут тебе исцеление от твоей ужасной болезни». Утром, когда рассвело, больной отправился в Ларису.

Прибыв на то место, о котором сказал ему святой, с Божией помощью он обрел мощи мученика, они чудесным образом сохранились за столькие годы целыми и нетленными и источали благоухание. Тогда правитель прежде умылся в источнике, а затем с благоговением и верой поцеловал святые мощи и тотчас избавился от своего недуга, который исчез словно мрак от света. Он в один миг сделался совершенно здоровым, и никаких следов болезни не осталось на его теле. Чтобы не оказаться неблагодарным за это великое благодеяние, он расчистил то место, где обрел святое сокровище, и воздвиг на нем церковь во имя святого.

А святой не только тогда совершал чудеса, но и сейчас творит великие дела для тех, кто всем сердцем верует во Христа и горячо благоговеет перед святым мучеником и богоугодно празднует его память.

На острове Андрос, в Греции, находится монастырь святителя Николая Мирликийского, где хранится чудотворная глава Николая Нового, которую отцы обители неоднократно привозили в Константинополь для поклонения, где и совершались бесчисленные чудеса.

На месте казни святого Николая Нового и сегодня происходит то чудо, которому не могут найти обьяснения… Дерево,которое называется фтеля, по сей день существует и каждый год, в день его памяти- 9 мая и не только, возле дерева совершаются Богослужения и из дерева по молитвам верующих вытекает кровеподобная  влага…Верующие бережно собирают ее в бутылочки для исцеления от недугов.Место, где были обретены нетленные мощи Св.Николая, находится внутри храма.

 Экскурсия  занимает целый день.

 

Поделится:

Медиа

Галерея изображений